Для чего нужны занятия с логопедом?
· Родители не всегда слышат все дефекты в речи ребенка.
· Нет такой области деятельности человека, где не нужна была бы речь хотя бы на этапе обучения.
· Правильная речь позволяет ребенку легче достигать успеха в обществе.
· Речь является элементом социальной адаптации.
· Чистая речь снимает ограничения в выборе профессии.
· Часто родители считают, что плохая речь пройдет сама. К сожалению, это не всегда так.
· У людей с нарушениями речи часто формируются комплексы неполноценности.
· Если не исправить произношение до школы, то потом это сделать очень трудно, так как оно войдет в привычку.
· Если ребенок смешивает звуки в произношении, то и писать будет так же, потому что сначала он проговаривает то, что собирается написать.
Каким бывает недоразвитие речи?
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
Это диагноз, который ставится детям с нормальным слухом и интеллектом, не произносящим или произносящим неправильно целый ряд звуков. Кроме того, эти дети часто путают «с» и «ш», «з» и «ж», «ч» и «ть», «щ» и «сь», «р» и «л». Им нужно поставить и закрепить все нарушенные звуки, а потом научить их отличать от тех, с которыми они смешивали.
Общее недоразвитие речи.
Этот диагноз ставится детям с нормальным слухом и интеллектом, имеющими ряд особенностей развития речи:
· Нарушения в произнесении слов (упрощения, перестановки слогов);
· Грамматические ошибки в речи;
· Нарушение произношения, путаница звуков;
· Меньший словарный запас, чем у их сверстников.
Таким детям нужно научиться правильно произносить слова и все звуки в них, усвоить грамматическую основу русского языка, пополнить словарь.
Зачем нужна артикуляционная гимнастика и как ее делать?
1. Очень часто ребенок не может произнести звук из-за слабых мышц губ, щек и языка. Тогда нужны укрепляющие упражнения.
2. Иногда ребенок не может поставить губы или язык в правильное положение, и звук получается дефектным. Каждый нарушенный звук мы как бы раскладываем на составляющие – артикуляционные упражнения, а потом собираем из них чистый (правильный) звук.
3. Некоторые дети не могут быстро перейти с одного звука на другой. Для них тоже есть специальные упражнения на переключения.
4. Попробуйте сами перед зеркалом проделать упражнения, задаваемые ребенку. Не всегда это легко и просто – уважайте труд ребенка и не забывайте хвалить не только за результат, но и за старание.
5. Все упражнения имеют названия. Помощь родителей заключается только в повторении. Взрослый читает название, а ребенок показывает упражнение. Добивайтесь правильного выполнения. Не стесняйтесь спрашивать у логопеда, если что-то непонятно.
6. В начале года упражнения артикуляционной гимнастики выполняют перед зеркалом. Когда ребенок научился делать нужные движения, зеркало постепенно убирают.
Если ваш ребенок нуждается в помощи логопеда…
1. Развивайте мышцы речевого аппарата.
Что нужно делать:
· Жевать мясо (а не только сосиски и котлеты);
· Жевать сырые овощи (редис, морковь, репа, брюква, турнепс);
· Лизать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт – для распластывания языка;
· Чистить зубы (и десны) – это приучает к инородному телу во рту, снижая степень проявления рвотного рефлекса;
· Полоскать рот;
· Жевать боковыми зубами;
· Сосать сухарики из хлеба;
· Лизать эскимо.
2. Развивайте мелкую моторику.
· Научите ребенка самообслуживанию (молнии, кнопки, пуговицы, шнурки);
· Собирайте мозаики, конструкторы, пазлы;
· Перебирайте крупы, ягоды;
· Выкладывайте рисунки из камней, шишек, спичек, круп;
· Играйте с глиной, мокрым песком;
· Играйте с пальчиками (народные игры типа «сорока»);
· Раскрашивайте раскраски цветными карандашами;
· Складывайте простые игрушки из бумаги (оригами);
· Вышивайте (крупным крестиком);
· Завинчивайте гайки (игрушечные и настоящие);
· Лепите из пластилина, соленого теста;
· Играйте с мячами и мячиками (бросайте, ловите, бейте в цель).
· Обдувайте одуванчики несколькими короткими, а потом одним долги выдохом;
· Пускайте мыльные пузыри через соломинку;
· Надувайте воздушные шарики;
· Старайтесь надувать надувные игрушки, круги, мячи;
· Учитесь плавать выдыхая в воду;
· Играйте на музыкальных игрушках: дудках, трубах, флейтах, губных гармошках;
· Дуйте на детские флюгера.
Лучше, если вы отложите до формирования чистой речи:
· Изучение иностранных языков. Норма в чужом языке может быть дефектом в своем:
- межзубное произношение свистящих звуков – норма для английского языка;
- грассирующее «р» -норма во французском языке;
- вибрация всей небной занавески – норма в немецком язык.
Все это будут дефекты для русского языка.
· Обучение чтению.
Если ребенок произнесет какие то звуки неправильно и свяжет это дефектное произношение с буквой, то когда он научится говорить правильный звук, для этого звука уже не будет буквы! Ведь у ребенка к этому времени сформировался условный рефлекс «звук-буква». Для формирования рефлекса нужно было около 20 повторений. А для разрушения старого и формирования нового понадобится в несколько раз больше.